Сходив летом 1968 года в байдарочный поход по Москве-реке, мы с моим другом Володей Ш. (партийная кличка - Карлуша) ощутили себя байдарочными асами, готовыми к самостоятельным свершениям. Выбрали маршрут: р. Березайка - р. Мста, с прохождением Боровичских порогов и финишем в городе Боровичи. Мероприятие запланировали на Октябрьские праздники. Подбили еще двоих однокурсников - Борю М. и Витю М., взяли в институтском турклубе пару байдарок ("Салют-2"). В пункте назначения - на станции Березайка (та самая - "кому надо - вылезай-ка") - останавливался только почтово-багажный поезд. На нем и поехали.
(Надо сказать, что поехали четыре человека и две байдарки по одному билету, но это к теме
Поезд отправлялся глубокой ночью, в 1:55. При отъезде из Москвы погода была довольно противная: 5оС, моросящий дождик. Зато утром в Березайке погода была великолепная: мороз и солнце, снег по колено! Делать нечего - приступили к сборке байдарок. Редкие прохожие смотрели с любопытством, некоторые норовили обидеть жестами.
Сборка байдарок на берегу р. Березайка
По ходу сборки выяснилось, что байдарки нам дали дырявые. Заклеить дырки мы не сумели: резиновый клей отказывался работать на морозе. Ну и ладно: заложили заплатки изнутри и поплыли. Пару километров река довольно весело текла в заснеженных берегах.
Мы плывем по речке на одной дощечке
Но потом течение замедлилось - и мы уперлись в лед. Приплыли! Разведка показала, что ледяная плотина тянется метров десять, потом опять можно плыть. Преодолели плотину "методом ледокола": гребешь изо всех сил, нос байдарки вылезает на лед и продавливает его.
Проплыли еще километр и уперлись в плотину помощнее. Простой "метод ледокола" уже не работал, применили "метод атомного ледокола":
- гребешь изо всех сил, нос байдарки вылезает на лед;
- передний гребец (матрос) вылезает из своего гнезда, садится на байдарку верхом, перебирается на нос и молотит ногами по льду, задний (капитан) подгребает;
- если этого недостаточно, матрос вылезает на лед и втаскивает нос байдарки на лед до тех пор, пока кромка льда не обламывается;
- матрос плюхается на нос байдарки, получает порцию воды под зад, и предыдущие действия повторяются.
Этот метод позволял преодолевать плотины в несколько десятков метров длиной.
Для еще более длинных ледовых преград изобрели
Высадка из байдарки
Иногда берег не позволял применять "метод кораблика"; тогда использовали самый простой, но самый медленный метод обноса.
Бурлаки на Березайке
Так мы продвигались несколько дней, преодолевая в день километров по десять. Уже стало ясно, что в срок мы маршрут не пройдем, но моральный дух был высок (обсуждали, как будем оправдываться за прогулы в институте, особенно на военной кафедре). В какой-то момент река побежала быстрее: мы возрадовались. Но радость продолжалась недолго, не дольше часа: река уперлась в бескрайнее снежное поле. Это было озеро Пирос (километров 12 длиной). Стало ясно, что это конец, но неясно, какой именно. Отправились на разведку. Дорога шла через прекрасный бор с корабельными соснами...
Не пылит дорога, не шумят кусты
... и километров через шесть вывела к деревушке. После недолгих поисков убедили (с помощью универсальной валюты) мужичка помочь нам. Мужик запряг лошадку, мы погрузили байдарки на дровни и благополучно добрались до деревни.
Все перекаты да перекаты
Последним приключением была разборка байдарок. Все соединения смерзлись и категорически отказывались разъединяться. Много слов было сказано про байдарки, погоду, жизнь вообще.
ЭПИЛОГ. Вернувшись в Москву, мы с Карлушей купили байдарку и на следующие Майские праздники прошли вдвоем маршрут по Березайке и Мсте аж до города Топорок!