(начало здесь)
На самом деле, Барри отправился в Эстонию не просто отдохнуть. Была у него сверхзадача - он хотел заполучить следующий европейский грант, а для этого собрать заинтересованных ученых из разных стран. Он стал вовлекать меня в эту деятельность вскоре после моего приезда в Глазго: "Саша, тебе ведь тут нравится? А твой контракт только на год - думай о новом проекте!" Экзотические страны ценились особо высоко - Барри со слезами на глазах просил меня найти коллег в Таджикистане.
- Саша, Таджикистан не участвует НИ В ОДНОМ европейском техническом проекте!
- И не будет! - мрачно отвечал я.
В итоге сошлись на Эстонии, Армении и России. Россию должен был представлять Томский Университет в лице профессора Анжелы Юрьевны М.
Доклад Анжелы был в программе Таллинской конференции, и Барри не терпелось познакомиться (а мне - вновь повстречаться) с ней. Я спросил у организаторов, где поселилась Анжела.
- А она не приедет, - ответили мне.
- Почему?
- Она сказала по телефону, что им уже несколько месяцев не платят зарплату, и у нее просто нет денег, чтобы добраться до Таллина.
Когда я перевел сказанное Барри, он буквально переменился в лице. (Я понял тогда, что такое - когнитивный диссонанс.) Передаю вкратце наш диалог.
- Саша, но ведь ты говорил, что она работает в государственном университете?
- Ну да.
- Как же им могут не платить зарплату несколько месяцев?
Я почувствовал, что про несколько месяцев объяснить не смогу. Решил понизить ставки.
- Ну предположим, Барри, что в Шотландии разразился страшный финансовый кризис. Ну может ваш университет задержать зарплату на пару недель?
- Государственный - нет!
- Ну на неделю?
- Нет!!
- Ну на день?
- НЕТ!!!
Вот такой попался непонятливый шотландец.
В холле гостиницы, где мы поселились (не помню, это была "Виру" или "Олимпия"), к моему удивлению, обнаружилась толпа шотландцев. Но об этом - в следующий раз.