mikluha_maklai (mikluha_maklai) wrote,
mikluha_maklai
mikluha_maklai

  • Mood:
  • Music:

Отгулы за прогулы

.
Было такое ходячее выражение в Советском Союзе - "отгул за прогул".
Это, конечно, шутка - за прогулы отгулов не давали, во всяком случае, я о таком не слыхал. Отгулы во времена развитого социализма были чем-то вроде альтернативной валюты, наподобие спирта. Каждый читатель соответствующего возраста вспомнит, как ходил за отгулы на овощегноилище овощехранилище, ездил за отгулы на прополку или сбор корнеплодов в подшефный совхоз, бродил по улицам с красной повязкой, так что этим мало кого удивишь (один эпизод из будней дружинника я описал здесь: http://mikluha-maklai.livejournal.com/205303.html). А вот другие источники отгулов бывали не столь тривиальны. Мне, как заядлому туристу, отгулы всегда были нужны, так что есть о чем вспомнить. Вот несколько историй.

История 1. За задержку сдачи ЭВМ в эксплуатацию - на Приполярный Урал.

Когда после института я поступил на работу, в нашем перспективном КБ ЦКБ была одна советская супер-ЭВМ БЭСМ-6. Ее мощности катастрофически не хватало. В помощь ей должна была прийти вторая БЭСМ-6. Сначала я, как и все инженеры, отработал подсобным рабочим на постройке здания для нее. Я работал на крыше в паре со старшим товарищем, кандидатом наук Ленькой Леонидом Семеновичем Л. Мы на носилках подносили рабочим кирпичи и цемент. Работяги полюбили Леньку Леонида Семеновича за веселый нрав, расспрашивали, чем он занимается (логическим синтезом цифровых автоматов) и сколько получает (250 рублей плюс премия). Услышав ответы, работяги удивились и сказали:
- Слушай, Леонид Семенович Ленька, иди к нам. Триста рублей тебе сразу дадут, и ничего делать не надо. Ну, если больше захочешь, тогда надо работать.
Впрочем, все это к теме не относится: за работу на крыше (в рабочее время) отгулов не давали.

Ударная стройка закончилась в срок, а то и раньше срока. Смонтировали и наладили БЭСМ тоже досрочно. И тут, видно, начальству пришла в голову идея не торопиться со сдачей машины в эксплуатацию, сэкономив таким образом фонд зарплаты на операторшах. Днем машину будут обслуживать инженеры-"железячники". А ночью? А ночью - программисты, за отгулы. И вот начался поиск желающих.
- Уйдешь домой с обеда, потом приедешь на работу к восьми вечера. Отдежуришь до восьми утра, поедешь домой. С обеда выйдешь на работу на пол дня. И еще день отгула! На дежурстве главное - смотреть, чтоб ничего не загорелось. Если загорится - немедленно звоните в пожарную часть. Ну, если охота, можете свои задачи посчитать.

Народ, однако, желанием идти «в ночное» не горел. А меня предложение заинтересовало, и я переспросил:
- То есть пол дня, еще пол дня, и еще день - в сумме два отгула за ночь?
- Да.
- А если я не буду уходить домой, а отработаю полный день, полную ночь и полный день - будет два отгула?
- Да, но ты же не сможешь.
- Это уж мое дело.
На том и сошлись.

В таком режиме я дежурил на машине пять раз, одну ночь в неделю. Ничего не загорелось; научился работе оператора (на БЭСМ-6 это было нетрудно), каждую ночь пересчитывал все свои и чужие задачи, так что ночью спать было некогда, да и не хотелось. Могучий организм или вовсе обходился без сна, или соглашался на "вздремнуть часок-другой" утром. Наша лаборатория в то время размешалась в комнате, в которой прежде жила лаборатория НОТ (научной организации труда). От них остались "магнитные стены" с магнитными же фитюльками на них. Стены были закрыты занавесками (как карты в Генштабе). За занавесками были прекрасные полки, не хуже, чем в плацкартном вагоне. Главное было не захрапеть ненароком.

Дежурили мы по двое. Однажды моя напарница принесла двухлитровый термос кофе. В принципе, я от кофе сплю только крепче, но тут я себя переоценил: (почти) два литра оказалось чересчур. Организм пришел в какое-то странное состояние: часть его жутко хотела спать, другая часть категорически отказывалась. Состояние мне не понравилось, и я решил больше литра кофе впредь не пить (так и поступаю до сих пор).

Через месяц с небольшим машину сдали в эксплуатацию. Я заработал 10 отгулов и в марте ушел в лыжный поход на Приполяный Урал.


Приполярный Урал - 1973


Приполярный Урал - 1973

Продолжение следует.
Tags: 2010-03, В одном перспективном КБ, Леонид Семенович, Отгулы, Приполярный Урал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments